Сегодня вопрос проведения налогового аудита является очень важным. Внешние аудиторы должны с 2019 года сообщать информацию по запросам налоговых органов, поэтому многим компаниям не выгодно заказывать общий аудит, в который входит и налоговый. Представьте, вы заказали аудит, заплатили за это деньги, и все ваши проблемы попадают на обозрение государственного органа, который включает эти нарушения в акт проверки и доначисляет вам же налоги.
Внутренний контроль, который должен проводить бухгалтер, не всегда бывает объективным, не всегда бухгалтер, даже зная о своих ошибках готов о них рассказывать руководству, учредителям. Бухгалтер – это наемный сотрудник, который отвечает только своей заработной платой, в редких случаях несет субсидиарную ответственность. Все же риски несет руководитель экономического субъекта и учредители, если речь идет о крупных сделках, сделках с недвижимостью.
Согласно законодательству о бухгалтерском учете, бухгалтер несет ответственность за первичные документы и сдачу отчетности. Однако в судебной практики есть случаи, когда бухгалтера привлекали к субсидиарной ответственности по налоговым долгам компании. Такие случаи встречаются, если бухгалтер наделен полномочиями для подписания сделок.
Чаще всего привлекают к налоговой ответственности руководителя, который принимал управленческое решение. Налоговый орган привлекает руководителей к субсидиарной ответственности.
Достаточно редко встречается ситуация, когда к ответственности могут привлечь учредителей, если они совершили сделку по отчуждению недвижимости по заведомо заниженной цене, приняли решение о сделке со взаимозависимостью, например, о заимствовании. Также риски могут возникнуть при применении льгот в отношении дивидендов, пополнения оборотных средств и других операциях, отнесенных к компетенции учредителей.
Есть очень хорошая пословица: кто ни работает, тот не делает ошибок. Действительно, даже если вы стараетесь работать идеально, вести свои дела в четком соответствии с налоговым законодательством, никто не застрахован от ошибок. И задача налогового аудита состоит в том, чтобы увидеть основные риски и их снизить.
Также налоговый аудит позволяет уменьшить налоговые доначисления при выездной налоговой проверке. Представьте себе, к вам пришла налоговая проверка, чаще всего компании не проводят уже аудит, а предоставляют пояснения, документы, и в дальнейшем пишут возражения на акт, апелляционную жалобу на решение налогового органа. Но при этом мало кто анализирует, какие документы есть, каких нет, что нужно восстановить, а что исправить в учете.
Налоговый аудит также позволяет снизить риски неправильных управленческих решений, а также доначисления из-за них налогов. Нужно помнить, что расходы по статье 252 НК РФ должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы, поэтому именно аудит позволяет уменьшить налоговые риски управленческих решений и сделок.
Конечно, именно в рамках налогового аудита можно сделать вывод о том, какие потенциальные доначисления может сделать налоговый орган, если придет к вам уже сегодня.
И можно рассчитать штрафные санкции, ведь штраф равен 20% от суммы неуплаченного налога, то есть того налога, который вам потенциально могут доначислить.
Многие компании в условиях изоляции стали сталкиваться с проблемами сбора документов, поэтому требуется восстановление налогового учета. И для этого необходимо прежде всего провести налоговый аудит.
Также нужно понимать, что после моратория на налоговые проверки количество таких проверок будет увеличиваться, а следовательно, опять же нужно заранее предусмотреть риски. Ведь мы понимаем, что в кризисных условиях, когда в бюджете дефицит, контролирующие органы пытаются покрыть этот дефицит за счет доначислений.
Задача же бизнеса состоит в том, чтобы не допустить доначислений в такое сложное время.
Задач у налогового аудита достаточно много. И одна из важных задач состоит в законной налоговой оптимизации.
Именно с помощью законной налоговой оптимизации компания может значительно сэкономить, оптимизировать бизнес, структуру, и меньше платить налогов.
Действительно, в понимании проверяющих часто ставится знак равенства между налоговой оптимизацией и уходом от налогов, но это не совсем так.
Во всех странах используется законное налоговое планирование как одно из направлений планирования. Аудитом и планированием налогов занимаются крупнейшие компании, такие как IBM, Apple, Mcdonalds.
Даже если мы посмотрим наш налоговый кодекс, то мы увидим, что в каждой главе Налогового кодекса есть льготы.
Так по НДС применяется 0% при экспортных операциях, ряд товаров облагается по льготной ставке 10%, приняты льготы для медицинской деятельности, образования.
Если речь идет о страховых взносах, то многие знают, что в 2020 году была принята льготная ставка взносов для малого и среднего бизнеса в размере 15%.
С 2021 года применяется новый налоговый маневр для ITкомпаний, что позволяет для данной сферы сэкономить и на НДС, и на налоге на прибыль и на страховых взносах. И таких законных вариантов налоговой оптимизации достаточно много, их можно перечислять бесконечно.
Поэтому в задачи налогового аудита входит и задача законного снижения налогов. Важно найти варианты, которые помогут реально законно сэкономить.
Конечно, многие компании используют варианты «дробления», создания различных направлений деятельности, бизнеса, но забывают о налоговой безопасности.
Задача налогового аудита в том числе состоит в том, чтобы увидеть риски, связанные с персоналом, юридическими адресами, общими поставщиками, подрядчиками, направлении отчетности с одних и тех же IP-адресов и снизить эти риски.
Часто собственники не видят подобных проблем совместной деятельности, работы с родственниками, а результатом является доначисление НДС и налога на прибыль при объединении группы компаний в одно юридическое лицо.
При планировании сделки можно сразу спрогнозировать неблагоприятные налоговые последствия, разработать план, как сделать сделку наиболее безопасной, изучить документы.
Например, аудит корпоративных соглашений позволяет не только избежать рисков при выплате дивидендов, но и снизить корпоративные риски, риски, связанные с приобретением основных средств, заимствованиями от учредителей и директоров и многие другие. Ведь всегда легче заранее оценить риски проводя налоговый аудит, чем в дальнейшем в судебном порядке спорить с контролирующими органами.
Единой рекомендации тут нет.
Крупным компаниям с множеством поставщиков и подрядчиков рекомендуется проводить налоговый аудит ежеквартально.
Для малого и среднего бизнеса достаточно провести такой налоговый аудит один раз в год перед составлением отчетности.
Многие думают, что налоговый аудит не обязателен.
Но ведь мероприятия внутреннего контроля прямо прописаны в законодательстве о бухгалтерском учете, а как говорится, что прописано пером, то не вырубить топором.
Следовательно, налоговый аудит является обязательным лекарством для всех компаний и предпринимателей.
К сожалению, данных мер не достаточно, поскольку согласование службами договора внутри компании является только внутренним процессом договорной работы. Проверка контрагента вам скажет ,что компания работает в период заключения договора. Но эти меры не снизят риски оценки рентабельности, налоговой нагрузки, оценки первичных документов на предмет отсутствия признаков фиктивности.
Меры, которые обычно применяют компании для целей снижения рисков, не являются комплексными, не учитывают новые виды проверок, так в 2021 году появился оперативный контроль за кассовой дисциплиной, не дают оценки судебной практики по налоговым спорам, не учитывают трансфертное ценообразование, риски взаимозависимости и контролируемых сделок.
Есть много аспектов, которые внутренние специалисты просто не видят, поскольку не обладают соответствующими узкими познаниями.
Поэтому налоговый аудит рекомендуется всем и каждому.
Источник журнал "Налоги и право", выпуск февраль 2021.
Издательство: ООО «Актуальный менеджмент», под ред. Е.В.Шестаковой.
Приглашаем Вас на обучение по программам:
Другие программы направлений:
- Бухучет и налогообложение в бюджетных учреждениях, 260 часов.
- Бухучет и налогообложение в бюджетных учреждениях, 120 часов.
- Бухгалтерский и налоговый учет, отчетность, налоговое планирование. Профстандарт «Бухгалтер», 500 часов
- Бухгалтерский и налоговый учет, отчетность, налоговое планирование. Профстандарт «Бухгалтер», 120часов
Задавайте вопросы или делайте предварительную запись на курсы, воспользовавшись формой отправки заявки, и наши специалисты по обучению обязательно Вам перезвонят!
Посмотреть и проверить лицензию (и другие документы)
Будем рады видеть Вас у нас на обучении!
Заполните форму, и мы перезвоним Вам.
Я даю свое согласние на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности