В настоящее время экспорт по всему миру испытывает серьезные трудности, что связано с тем, что границы многих стран закрыты, а международное сообщение восстановлено не полностью. Объем глобальной торговли в этом году сократится на 12%, что сопоставимо со спадом, который наблюдался во время мирового финансового кризиса в 2008–2009 годах. Но это только предварительные данные, которые не учитывают вариант повторной изоляции и ограничений в случае повторения коронавируса.
На диаграмме возможно увидеть падение производства, а следовательно, и падение экспорта во всех странах мира.
Диаграмма. Беспрецедентный коллапс производства в первой половине 2020 года (источник). Прогнозируемое изменение ВВП в постоянных ценах в период с четвертого квартала 2019 года по второй квартал 2020 года (в процентах)
При этом снижение экспорта в России наблюдается еще в большем объеме. В январе-мае 2020 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России,
224,0 млрд долларов США (83,2% к январю-маю 2019 г.), в том числе экспорт – 133,0 млрд долларов (77,5%), импорт – 91,0 млрд долларов (93,2%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 42,0 млрд долларов США (в январе-мае 2019 г. – положительное, 74,0 млрд долларов).
Такое снижение продиктовано структурой экспорта. Структура нашего экспорта по прежнему ориентирована на экспорт энергоносителей (источник).
Таблица. Структура экспорта
Таким образом, можно наблюдать серьезный спад в экспортных операциях. Понятно, что многие компании-экспортеры рассчитывают на поддержку.
Если мы посмотрим на перечень отраслей, которые подлежат поддержке государством, не попали компании, ориентированные на экспорт. Нет специальной поддержки в отношении рассрочки по налогам для компаний-экспортеров.
Российский экспортный центр (РЭЦ) не пересматривал объем поддержки экспортеров, выделенный на 2020 год, из-за коронавирусной инфекции и борьбы с ее распространением.
То есть экспортеры, которые прямо пострадали ввиду закрытия границ, не могут фактически рассчитывать на специализированные меры поддержки.
Необходимо отметить, что экспорт в России и так развивается односторонне. И для этого достаточно много причин: неконкурентоспособность товаров российского производства по сравнению с китайскими производителями, достаточно большая цепочка посредников, которая увеличивает добавленную стоимость товаров, вывозимых на экспорт и другие проблемы российских производителей.
Также в настоящее время в связи с пандемией у некоторых компаний-экспортеров возникли проблемы в части обоснования применения нулевой ставки по экспорту. Напомним, что подтверждающие документы никто не отменял. При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Это положение установлено нормой подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса. К необходимым документам относятся следующие:
При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:
Документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, представляются в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров на экспорт подлежат налогообложению по повышенным налоговым ставкам в 10 и 20 процентов соответственно.
Но понятно, что даже экспортеры, вывозившие товары в марте месяце не всегда могут своевременно представить в налоговую документы в связи с вынужденным разрывом связей с контрагент.
Возникают и косвенные проблемы. Например, сейчас физически невозможно директору выехать за рубеж, чтобы открыть счет в зарубежном банке, что затрудняет осуществление расчетов.
Кроме того, очевидно, что для экспортеров принятые решения о пересмотре налоговых соглашений также негативно отразится на экспортном климате.
В рамках антикризисных мер предложено в 2020 году предусмотреть возможность выдачи льготных кредитов организациям на финансирование оборотного капитала в рамках имеющегося экспортного контракта.
Также предусмотрено льготное кредитование по ставке 8,5%.
Антикризисные условия получения поддержки предусматривают следующие условия:
Регионы самостоятельно предусматривают меры поддержки. Например, в Москве установлены следующие меры поддержки.
Субсидии по экспорту смогут получить субъекты малого и среднего бизнеса, зарегистрированные в столице не менее чем за полгода до подачи заявки.
Представителям малого и среднего бизнеса возместят затраты на экспорт результатов интеллектуального труда, а также на разработку дизайна и интерфейса в ИТ-сфере, подготовку технической, тендерной, конкурсной документации и лицензионных соглашений, дублирование аудиовизуальной продукции и других операций, которые нужны для выхода товара или услуги на международный рынок.
Кроме того, учрежден грант в размере 10 процентов от выполнения экспортного контракта. Грант не может превышать 10 миллионов рублей или 50 процентов от объема налогов, уплаченных в городской бюджет. Его размер будет зависеть от выручки, которую получит компания благодаря продаже своих товаров за границу.
В отношении налогообложения рассчитывать на отсрочку по налогам могут только пострадавшие отрасли или системообразующие компании. Но при этом вводится мораторий на применение налоговых санкций за непредставление документов, срок представления которых приходится на период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года.
В целом, можно ожидать продления моратория на проверки, но это связано с тем, что исполнение международных контрактов и сделок признается форс-мажором, следовательно, для целей банковского и налогового контроля компании могут представить доказательства, которые будут свидетельствовать о невозможности исполнения своих экспортных обязательств. При этом возможность получения вычета по НДС в отношении закупаемых материалов, товаров и оборудования у компании не исчезает.
Однако важно отметить, что отсутствие ответственности в части налогообложения и валютного законодательства не имеет безусловный характер. Неисполнение нерезидентом своих обязательств по поставке (оплате) товаров или невозвращению ранее уплаченных ему денежных средств в виде авансовых платежей по заключенному между ним и резидентом внешнеторговому договору (контракту) по причине форс-мажорных обстоятельств, обусловленных в том числе мерами, принимаемыми правительствами иностранных государств по борьбе с распространением коронавирусной инфекции (COVID19), может свидетельствовать об отсутствии вины резидента в совершении административных правонарушений по частям 4, 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом резидент вправе представить любые доказательства, свидетельствующие об отсутствии в его действиях вины, в том числе доказательства принятия им всех зависящих мер по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации.
Вопрос о привлечении резидента к ответственности решается в каждом конкретном случае отдельно с учетом всех обстоятельств по делу (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (Информационное письмо Минфина России "Информирование участников внешнеэкономической деятельности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID 2019) о необходимых действиях для непривлечения резидентов к административной ответственности в случае неисполнения нерезидентами - иностранными контрагентами сроков поставки (оплаты) товаров по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, или невозвращения нерезидентами ранее уплаченных им резидентами денежных средств в виде авансовых платежей").
Однако в целом можно констатировать, что меры поддержки в части налогообложения не достаточны.
Налоги могут не уплачиваться по необлагаемым операциям, а также в случае применения налоговых льгот.
Согласно положениям Протокола при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов (их копий), предусмотренных пунктом 4 Протокола, в том числе договора (контракта), заключенного с налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС, и заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 72 Договора налог на добавленную стоимость не взимается при импорте на территорию государства - члена ЕАЭС товаров, которые ввозятся на территорию этого государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности.
Таким образом, на основании положений Договора и Протокола при реализации физическим лицам товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, в том числе на основании посреднического договора, нулевая ставка налога на добавленную стоимость не применяется.
В связи с изложенным операции по реализации налогоплательщиками одного государства - члена ЕАЭС физическим лицам, являющимся гражданами другого государства - члена ЕАЭС, товаров для личного, семейного и домашнего использования подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке и с применением ставок налога, предусмотренных налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортируются товары (Письмо Минфина России от 20.05.2019 № 03- 07-13/1/35971).
К особенностям регулирования экспортных операций на современном этапе можно отнести также введение заградительных мер.
К таким мерам также относится Решение Коллегии ЕЭК № 41 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования». Данное решение запрещает вывоз средств индивидуальной защиты, средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств и некоторых других медицинских товаров, перечисленных в этом Решении, до 30 сентября 2020 года.
Изначально существовало три прогноза развития экспорта. Они предусматривались в официальном документе, которые так и называется: "Прогноз долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)».
Однако прогноз долгосрочного социально-экономического развития не учитывал форс-мажорные обстоятельства, к которым в настоящее врем относят пандемию коронавируса.
В этой связи скорее всего можно ожидать реализацию именно консервативного сценария.
Диаграмма. Структура экспорта в консервативном сценарии, %
Реализация консервативного сценария развития предполагает доминирование сырьевого сектора в экономике. Это связано с сохранением традиционной роли поставщика первичных энергоресурсов и сырья низкой степени переработки, что не позволяет поднять физические темпы роста экспорта выше 2,4% в год в 2016 - 2030 гг. Доля машин и оборудования в структуре экспорта составит к 2020 году около 6%, тогда как топливноэнергетических товаров не опустится ниже 58%, к 2030 году доли составят 7% и 47% соответственно.
В прогнозе также учитывался инновационный сценарий. Сценарий инновационного развития предполагает альтернативный тип участия в международном разделении труда, основанный на диверсификации. К 2030 году структура экспорта значительно изменится в пользу товаров более высокой степени переработки. На фоне стабилизации экспорта топливно-энергетических товаров динамика экспорта начнет все в большей степени опираться на расширяющийся экспорт несырьевой продукции, динамика которого будет составлять в среднем около 8% в год в 2016 - 2030 годах. В структуре экспорта товаров ожидается увеличение доли машин и оборудования, химической продукции, продовольствия при снижении доли энергоносителей до уровня 38,8% в 2030 году.
Однако такой сценарий вряд ли будет состоятельным в связи с тем, что для его реализации необходимо оживление экономики в целом, а коронавирус принес экономический спад для целого ряда отраслей.
Также маловероятен форсифицированный сценарий. В форсированном сценарии происходит существенное расширение экспорта продукции высокой степени переработки. Экспорт нетопливных товаров растет в период 2016 - 2030 гг. в среднем на 9% в год против роста на 8% в год в инновационном сценарии. Экспорт машин и оборудования увеличивается к 2030 году в 8 раз, до 205 млрд. долларов США, что в сопоставимых ценах приблизительно соответствует сегодняшнему экспорту машиностроительной продукции Тайваня. За этим стоит существенная модернизация производства и усиление мер поддержки экспортеров и продвижения товаров на внешних рынках.
Причины того, что форсифицированный сценарий также не оправдал себя кроются в недостаточности мер поддержки экспортеров.
Прежде всего важно отметить, что в рамках Евросоюза страны более свободны в ведении внешней торговли и поэтому находятся в более выигрышном положении. Кроме того, предусматриваются дополнительные меры поддержки, в том числе в части налогообложения НДС.
В целом, европейские меры поддержки для экспортеров носят более комплексный характер.
Например, в Дании установлен следующий пакет мер поддержки:
Вместе с тем, наблюдаются и негативные последствия для экспорта, в частности, связанные с брекзитом и отделением Великобритании от Евросоюза. В январе 2020 года начался переходный период выхода Великобритании из ЕС, который закончится 31 декабря.
Этот период, в том числе означает новые правила для экспортеров.
Больше всего от сокращения экспорта пострадал Китай, так его ВВП в первом квартале сократился на 6,8% по сравнению с прошлым годом. Экспорт во время изоляции страны от коронавируса упал почти на 16% в стоимостном выражении, демонстрируя прямое влияние на глобальную цепочку поставок. Конечно, возможно строить догадки, связанные с торговыми войнами с США, но тем не менее, для страны Восходящего солнца эти показатели являются не утешительными. Снизить негативные последствия возможно путем кооперации с другими странами и принятия налоговых мер. Так, Малайзия, Таиланд и Вьетнам используют общие налоговые льготы и другие финансовые стимулы для привлечения иностранных инвестиций.
На международном уровне даются определенные рекомендации для поддержки экспорта. Организация экономического сотрудничества рекомендует принять пакеты мер поддержки, связанные с кредитованием через центральные банки, а также налоговобюджетной политикой. Такие меры должны иметь долгосрочный и комплексный характер. Меры позволят снизить эскалацию напряженности на международных рынках. Кроме того, по мнению ОЭСР, для поддержания торговых потоков необходимо развивать сотрудничество и доверие, а также снизить ограничения в поставках продукции и товаров первой необходимости. В целом, должны отсутствовать экспортные и импортные организация на поставку товаров для обеспечения здоровья граждан.
Можно констатировать, что падение экспорта может обернуться еще большими торговыми войнами между странами. С учетом затяжного процесса открытия границ многим компаниям придется перестраивать свои торговые цепочки продаж.
Но и тут можно увидеть «подводные камки». И связаны такие «подводные камни» с доначислением налогов в связи с трансфертным ценообразованием. Сегодня большинство стран приняли законы о трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаниях и раскрывают информацию о сделках путем межбанковского обмена. Основой для такого обмена информацией являются соглашения о раскрытии информации.
Реструктуризация цепочек поставок напрямую повлияет на трансфертное ценообразование. Напряженность в мировой торговле может повлечь непреднамеренные ошибки в и без того сложной практике применения трансфертных цен. Ключевые стратегии управления трансформацией цепочки поставок - например, принятие принципов первой продажи, изменение страны происхождения и создание новых дочерних компаний - будут иметь прямое влияние на трансфертное ценообразование. А следовательно, увеличится количество налоговых споров, которые непосредственно связаны с трансфертными ценами.
Понятно, что международные группы компаний, а также экспортеры сегодня озадачены сохранением денежных средств в более безопасных юрисдикциях. А вот на международном уровне ведется поиск путей, каким образом пресекать риски вывода денежных средств в безопасные оффшорные гавани. В феврале 2020 года ОЭСР опубликовала рекомендации по трансфертному ценообразованию в отношении внутригрупповых финансовых операций. В марте 2020 года в России, в свою очередь, было заявлено о пересмотре соглашений об избежании двойного налогообложения в части увеличения налоговых ставок, что также не будет способствовать увеличению экспортных потоков.
К основным рискам экспортеров в сфере налогообложения за рубежом можно также отнести расширение обмена информацией между налоговыми органами, публикация информации в СМИ и отсутствие централизованных и понятных правил контроля за международными компаниями-экспортерами.
Существуют и другие косвенные, но достаточно негативные последствия пандемии. Так, отмена пассажирских рейсов, связанных с запретом на поездки, ограничила доступность грузовых авиаперевозок, в то время как срочная доставка товаров первой необходимости увеличила спрос, и это, в свою очередь, привело к увеличению цен на грузовые авиаперевозки. Сроки доставки также увеличились. Это имеет значение для некоторых медикаментов, требующих доставки в определенные сроки, а также продуктов питания. Более 50 стран изменили протоколы портов, начиная от закрытия портов и карантинных мер до дополнительных требований к документации и проверок, что также увеличивает себестоимость экспортируемой продукции. Ведь у экспортера появились новые обязанности, требуются дополнительные средства для обеспечения требований карантинных мероприятий. Увеличились расходы не только на сами перевозки, но и на дополнительные меры защиты рабочих, проведение медосмотров и других мероприятий.
Ограничения на мобильность людей и изоляция влияют на различные торговые процессы , от физических проверок товаров до сертификации продукции.
Все это увеличивает время и затраты на международную торговлю товарами.
Структура экспорта очень не стабильна и постоянно меняется. Тенденции к изменению структуры экспорта можно показать на достаточно простом примере с Китаем.
В начале пандемии Китай был основным производителем защитных масок. Однако в январе производимых масок стало недостаточно для удовлетворения спроса. В результате, Китай прекратил экспорт масок и импортировал 56 миллионов масок в первую неделю января; маски также были подарены Китаю некоторыми странами.
В разгар коронавируса спрос на маски в Китае оценивался в 240 миллионов масок в день (что более чем в десять раз превышает производственные мощности). Но Китай увеличил производство примерно с 20 миллионов масок в день до 116 миллионов в день в конце февраля и стал экспортировать маски в другие страны.
Таким образом, в отношении ряда товаров структура экспорта и импорта меняется не с учетом годового оборота, а с учетом сегодняшней ситуации ежемесячно.
В целом, можно констатировать, что экспорт после пандемии и налоги не будут прежними ни в России ни за рубежом. Появятся как новые меры поддержки, так и новые вызовы международным компаниям-экспортерам. При этом пока можно говорить, что в России без реальной поддержки экспортеров возможна реализация только консервативного сценария развития экспорта.
Источник журнал "Налоги и право", выпуск сентябрь 2020.
Издательство: ООО «Актуальный менеджмент», под ред. Е.В.Шестаковой.
Наш учебный центр проводит обучение по 40+ направлениям обучения, в том числе по направлениям - Бухгалтерский учет, Управление персоналом, Юридическое направление, Страхование, Продажи.
Задавайте вопросы или делайте предварительную запись на курсы, воспользовавшись формой отправки заявки, и наши специалисты по обучению обязательно Вам перезвонят!
Будем рады видеть Вас у нас на обучении!
Заполните форму, и мы перезвоним Вам.
Я даю свое согласние на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности